Открытый урок литературы в 6 классе.Тема: «Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С.Пушкина»

  

Тема: «Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С.Пушкина»

Цели урока:

Образовательная – продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста;

Развивающая – развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов;

Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей.

Оборудование: зимние пейзажи русских художников, портрет поэта, аудиозапись «Времена года. Зима» А.Вивальди, Толковый словарь, презентация.

 Ход урока.

 

1.                  Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока, оформление записей в тетрадях.

2.                  Вступительное слово учителя: Закройте глаза, представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу и вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу, и он… Но тут я остановлюсь.

    Как часто мы видим все, что нас окружает, но не умеем вслушиваться, всматриваться, а значит, и замечать того, что доступно лишь некоторым: писателям, художникам, поэтам. А может, они и не особенные, может, этому можно в какой-то степени научиться? Вот вам творческая задача: представьте себе картину, которую бы вы увидели в воскресное утро из окна своего дома, постарайтесь нарисовать ее как можно точнее. Словами, конечно, но так, чтобы и мы могли ее вообразить. Всего 5-6 предложений. Но только не говорите избитых фраз, типа «белый снег», «голубое небо», «яркое солнце». А помогут вам в этом картины русских живописцев, которыми сегодня оформлен наш стенд, и музыка А.Вивальди «Времена года. Зима».

 

3.                  Творческая работа и ее обсуждение (чтение 2-3 работ):

Вот видите, как это непросто! Не хватает слов. Так и просятся «белый снег», «яркое солнце». А если предложить вам задачу потрудней: не просто описать словами картину, а так, чтобы получились стихи, да еще такие, чтобы нам сразу стало радостно.

 

 Вот такую сложную задачу решал Пушкин, когда писал стихотворение «Зимнее утро».

 

4.                  Выразительное чтение стихотворения учителем( актером)

 

5.                  Беседа по прочитанному:

 

 

- Какие слова вам не понятны? (запись на доске и в тетрадях значений устаревших и диалектных слов, в ходе работы обращаемся к толковому словарю):

 

Нега – наслаждение (устар.)

Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)

Вечор – вчера (диал.)

Мгла – непрозрачный воздух от тумана, сумерек

Нынче – сейчас (устар.)

Озарена – освещена (устар.)

Велеть – приказать (устар.)

Бурый – оттенок коричневого

Запречь – запрячь, запрягать (устар.)

Предадимся – отдадимся (устар.)

Северная Аврора – Аврора – древнеримская богиня утренней звезды. Имеется в виду наступление утра на севере.

Северная звезда – так называют планету Венеру.

 

- Что описывает поэт?( Утро, лес, небо, снег…)

 

-Каковы особенности лексики стихотворения? (Пушкин использовал в одном стихотворении высокие, книжные слова, разговорные, устаревшие, диалектные. Таким образом, читатель может наблюдать соединение слов разных стилей в одном стихотворении).

 

- Какие строчки вам понравились больше всего?

Давайте вспомним, что стихотворение делится на  части – строфы. Что такое строфа?

 

СТРОФА (греч. strophe – поворот)  – группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами.

 

 - Сколько строф в стихотворении?

- В каких строфах герой-рассказчик обращается к героине?

 

– Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице. 
– Как герой обращается к своей собеседнице?

- Выразительное чтение первой строфы учеником.

 

-Беседа по вопросам. Какое настроение создается в первой строфе? С помощью каких средств выразительности? (С помощью эпитетов)

- Вспомним, что такое эпитет?  (Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в  виде скрытого сравнения).

(Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг прелестный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой. )

 

  - Прочитаем вторую строфу (читает выразительно ученик).

-  Как и почему меняется настроение во второй строфе?

 

-Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение:

- Докажите это словами из текста: «Вьюга злилась», «мутном небе», «печальная сидела», «тучи мрачные».

- Как называется этот прием, используемый автором?( Олицетворение, сравнение)

 -Олицетворение – вид метафоры, перенесение свойств одушевленного предмета на неодушевленный;

- Сравнение –сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого ;

- Метафора – переносное значение слова, когда одно явление или предмет уподобляется другому,       

С какой целью он использует контрастное описание природы? (Пушкин хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей.)

Противопоставление подчеркивает выразительность стиха, усиливает впечатление от красоты природы в дальнейшем описании.

Комментарий учителя: Такой литературный прием в литературоведении называется антитезой (определение записывается в тетради: антитеза – противопоставление слов, образов, эпизодов для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи).

- Если бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихотворения?( Да, исчезла бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности.)

 

Читаем выразительно третью строфу (читает ученик).

- Найдите в тексте повтор. И ель… И речка…

Комментарий учителя: такой прием, заключающийся в повторении одних и тех же слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой (определение записывается в тетради: Анафора (греч.) – повтор одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы).

 

- Обратим внимание на то, что паузами поэт подчеркивает переход от грустных воспоминаний к радости:

И ты печальная сидела (пауза) –

А нынче… (пауза) посмотри в окно…

- Читаем выразительно четвертую строфу (читает ученик).

 

- Обратим внимание на то, что постепенно от любования красотой природы поэт переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), передаче ощущения домашнего покоя. Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушаем:

…Веселым треском

Трещит затопленная печь.

- Какие согласные звуки помогают передать треск дров в печи? Согласные звуки [т],[р],[с],[щ],[с].

Комментарий учителя: Такой прием звукописи (созвучие согласных) называется аллитерацией (определение записывается в тетради: Аллитерация (лат.) – повторение в стихах или прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи).

 

Комментарий учителя: Мы уже знаем, что сравнение обычно выражается оборотами со словами «как», «как будто», «словно».  Найдем в тексте такое сравнение (Луна, как бледное пятно). Но сравнения могут быть выражены и существительными в творительном падеже: «великолепными коврами… снег лежит». Есть ли в тексте еще подобные конструкции? (Да, «звездою севера явись».)

- Какими красками можно нарисовать природу, изображенную в третьей строфе? (Чистыми, прозрачными оттенками: голубой, серой, серебристой.) 

 

_ Чтение четвертой строфы

- Какие образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? Однокоренные слова «блестя», «блеском» передают ощущение праздничности, нарядности природы. Эпитет «милый» встречается дважды: «друг милый» и «берег, милый для меня». Это создает настроение радостного и немного печального умиления.

- Куда стремиться лирический герой из уюта комнаты? Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы, жизни.

6. Выразительное чтение целого стихотворения учеником или несколькими учениками – каждый по строфе.

7.  Итоги урока: что же изображает поэт в стихотворении? Картину природы, пейзаж, а через него свои чувства и переживания (записывается в тетради).

Комментарий учителя: Стихотворения, которые изображают картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики (записывается в тетради). Природа является не только одной из ведущих тем в поэзии, но и  ее идеалом – примером истинной красоты, гармонии, целесообразности. В стихотворении «Зимнее утро» Пушкин показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком. Зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит. Природа пробуждает к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний.

8. Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение Пушкина «Зимнее утро», нарисовать иллюстрации к стихотворению. Для желающих – попробовать свои силы в пейзажной лирике, сочинить свое стихотворение.

 

 

 

 

\nМихайлова Лариса Егоровна, учитель русского языка и литературы