Тема беседы звучит так: «Язык – важнейшее средство человеческого общения».
Разумеется, что говорение и слушание – гораздо более древние виды речевой деятельности, чем письмо и чтение. Они возникли одновременно с появлением языка, тогда как письменность была изобретена человечеством гораздо позднее.
Но уметь культурно общаться, разговаривать надо учиться и немало.Самые первые уроки культурной речи мы получаем дома, слышим от родителей, домочадцев, а затем в школе на уроках.
С учениками 5 класса был разговор об устной речи, о речевом этикете, о том, какую роль он занимает в нашем языке и обиходе, определили, для чего он нужен; попробовали оценить себя с точки зрения речевого этикета и на конкретных примерах услышать правильную речь; определили правила говорящих и слушающих.
Попробовали учащиеся оценить свои способности как собеседника с помощью вопросов теста. Озвучили правила говорящего и правила для слушающих.
Классный час закончили стихотворением В. Шефнера «Устная речь».
Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь, -
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет русская словесность –
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.