Разговор о разговоре

       Тема беседы звучит так: «Язык – важнейшее средство человеческого общения».

Разумеется, что говорение и слушание – гораздо более древние виды речевой деятельности, чем письмо и чтение. Они возникли одновременно с появлением языка, тогда как письменность была изобретена человечеством гораздо позднее.

        Но уметь культурно общаться, разговаривать  надо учиться и немало.Самые первые уроки культурной речи мы получаем дома, слышим от родителей, домочадцев, а затем в школе на уроках.

      С учениками 5 класса был разговор об устной речи, о речевом этикете, о том, какую роль он занимает в нашем языке и обиходе, определили, для чего он нужен; попробовали  оценить себя с точки зрения речевого этикета и на конкретных примерах услышать правильную речь; определили правила говорящих и слушающих.

     Попробовали  учащиеся  оценить свои способности как собеседника с помощью вопросов теста. Озвучили правила говорящего и правила для слушающих.

      Классный час закончили  стихотворением В. Шефнера «Устная речь».

 

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь, -

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

 

Гаснет русская словесность –

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

 

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

 

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.