Открытый урок на тему:
"Что такое коррупция и как с ней бороться?"
Цели:
1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями
2. Развивающая: расширять кругозор обучающихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране;
3. Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подрастающей молодежи.
Согласно ООН 9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией.
Немного из истории …
Коррупция - сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Иудеи (т.е. в центрах древневосточных цивилизаций) и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различаясь лишь своими масштабами.
Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.
В древнеиндийском трактате по искусству управления государством подчеркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством. Здесь перечислено 40 способов хищения казенного имущества и делается вывод о том, что легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников.
Что говорит нам летопись
В России же первые упоминания о коррупции, которая определялась понятием «мздоимство», исходят к русским летописям XIII в.
Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было осуществлено в царствование Ивана III. Судебник 1497г устанавливал розыскную форму процесса, предусматривал в качестве мер наказания смертную казнь, торговую казнь (битье кнутом).Судебник расширил круг деяний, признававшихся уголовно наказуемыми: крамола, «церковная татьба» (святотатство), ябедничество; дал понятие преступления, а также особо опасного преступления.
Его внук Иван IV(Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.
При Петре Iв России был широкий размах и коррупции, и одновременно жестокой борьбы с ней. Так, Петр I совместно с коллегиями ввел деятельность Тайной канцелярии (тайной полиции) в 1718-1720гг.
К сожалению, наша действительность такова, что в ней царят власть, деньги, воровство, коррупция. Задумывались ли , почему это происходит в нашей стране?
Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.
I. Провели мозговую атаку. Какие ассоциации вызывает у вас слово коррупция? (каждый ученик называл свою ассоциацию).
II. Что означает понятие коррупция?
-Как вы думаете, что же можно назвать взяткой?
-Что такое взятка? Взяточничество?
- Какие формы коррупции, кроме взяточничества, вам знакомы?
III. Рассмотрели ситуации и ответили на вопросы: о какой форме коррупции идет речь и каковы вредные последствия данного поступка. (групповая работа)
IV. В чем же опасность такого явления как коррупция?
Такое многогранное воздействие коррупции на все сферы общества, позволяет делать вывод о том, что для его искоренения необходимы системные усилия со стороны общества, государства, каждого человека.